Начинается набор в группу "Альянс" - подробности по тел. +38 099 0 53 666 0

Жорж Батай

  «То, что жизнь не освещает своими лучами, — бедное безмолвие смеха, сокрытое в интимных глубинах человека, — может быть — в редких случаях — обнажено смертью».

Georges Bataille (1897-1962)

Жорж Батай (Georges Bataille) (1897–1962), французский писатель и философ. В 1940–1950 годы – один из лидеров левых интеллектуалов во Франции, автор книг по проблемам философии, религии, экономики; по характеристике М.Хайдеггера – «самый светлый ум во Франции».

Родился 10 сентября 1897 г. в Бийоме. В 1901–1913 учился в лицее в Реймсе. В 1914 г. принял католичество. В 1915 г. окончил колледж д'Эперней, в 1918 г. поступил в Эколь де Шарт в Париже, где в 1922г. защитил дипломную работу Рыцарский орден, стихотворная повесть 13 в., и получил квалификацию архивиста-палеографа. В том же году поступил на службу в парижскую Национальную библиотеку, где проработал до 1942 года. В начале 1920-х годов в Париже много общался с Львом Шестовым; под его влиянием начал читать Достоевского, Кьеркегора, Паскаля, Платона, принял участие в переводе на французский язык книги Шестова «Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше» (1925). Кроме этих мыслителей, его интересовали Ницше, Фрейд, де Сад, позже – Гегель и Маркс; стержнем его концепции стало гегельянство, переосмысленное с позиций ницшеанства и психоанализа. С середины 1920-х годов Батай публиковал статьи в журналах «Аретуза» («Aréthuse»), «Документы» («Documents»), специализировавшихся на искусствоведении, археологии, этнографии.

В 1931 познакомился с Борисом Суварином и вступил в Демократический коммунистический кружок (распался в 1934 г.). Тогда же опубликовал ряд статей в журнале «Социальная критика» («La critique sociale»): «Критика основ гегелевской диалектики» совместно с Раймоном Кено, 1932 г. (в статье проводилась мысль о необходимости обогащения марксистской диалектики за счет включения в нее психоанализа Фрейда и социологии Мосса и Дюркгейма); «Проблема государства» (1933) (против революционного оптимизма, фашистского тоталитарного государства и диктатуры социализма); «Психологическая структура фашизма». Первым во Франции Батай применил психоаналитические методы к анализу политических проблем.

С 1931 года Батай участвовал в семинаре Александра Койре в Школе высших исследований, а в 1934 г. – в семинаре Александра Кожева, где в сотрудничестве с Р.Кено, Р.Ароном, М.Мерло-Понти, Эриком Вейлем, Андре Бретоном и другими работал над переводом и комментариями к гегелевской «Феноменологии духа» (семинар действовал до 1939 года). В 1935 г. принял участие в работе группы, организованной Ж.Лаканом.

В 1935 году стал одним из инициаторов движения «Контратака» («Contre-Attaque»), объединившего левых интеллектуалов различных творческих ориентаций, в том числе сюрреалистов. Основными лозунгами движения были антинационализм, антикапитализм, антипарламентаризм, даже антидемократия, а основной целью – замена мифов фашизма мифами моральной и сексуальной революции. Основными источниками вдохновения «Контратаки» были сочинения маркиза де Сада, Фурье, Ницше (движение распалось в 1936 году). Члены движения принимали участие в уличных манифестациях, протестуя против действий националистической организации «Аксьон франсез». В этот период Батая и близких к нему членов движения обвинили в профашистских настроениях, поскольку в одном из составленных ими документов «недипломатическая грубость» Гитлера трактовалась как позитивная альтернатива «слюнтяйства» политиков и дипломатов.

С 1936 года Батай начал организацию тайного общества «Асефаль» («Acéphale») и одновременно журнала с тем же названием. Первый номер журнала вышел в 1936 г. Общество было создано в 1937 г. Его членами стали Клоссовски, Шави, Шенон и др. Одно из правил общества гласило: «Не подавать руки антисемитам». В том же году Батай стал одним из организаторов социологического коллежа, одной из задач которого была разработка социологии «священного», способной дополнить марксистский анализ исследованием иррациональных фактов социальной жизни, изучением социального бытия в тех его формах, в которых обнаруживается присутствие «священного». В тот же период Батай организовал «Общество коллективной психологии», нацеленное на изучение роли психологических, в том числе бессознательных, факторов в социальной жизни. На первый план для Батая выдвинулись проблемы вины, греха, зла, внутреннего опыта, а так же смерти - как основы социальных отношений. «Смерть – эмоциональный элемент, придающий безусловное значение совместному существованию». Книга «Внутренний опыт» – L'expérience intérieure – была опубликована в 1943, а в 1944 выходит в свет его книга «Виновный» – Le coupable.

В 1946 г. по инициативе Батая началось издание журнала «Критика» («Critique»), где он опубликовал ряд статей: «Моральный смысл социологии», «Тайна Сада», «О рассказах жителей Хиросимы», «Переход от животного к человеку и рождение искусства», «Коммунизм и сталинизм», Сад (1740–1814) и др.

В эти годы и позже им были написаны следующие работы: «О Ницше» («Sur Nietzsche», 1945), «Метод медитации» («Méthode de méditation», 1947), «Литература и зло» («La littérature et le mal», 1957, русский перевод – М., 1994), «Эротизм» («L'érotisme, 1957») и др.

В 1952 году Батай был награжден орденом Почетного легиона.

Умер Батай в Париже 8 июля 1962 года.

 

Источник:http://www.peoples.ru/science/philosophy/bataille/


Сайт: Энциклопедия РОЛ